Год новых сервисов

ОАО «РЖД» есть что предложить грузоотправителям

ОАО «РЖД» есть что предложить грузоотправителям | Грузовые перевозки
фото:123RF/Legion-Media
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров в минувший четверг провёл традиционную встречу с крупнейшими грузоотправителями. В РЖД в 2021 году готовы предложить новые цифровые сервисы клиентам, включая конструктор логистических продуктов и трекинг грузовых вагонов, а также альтернативные варианты доставки по недозагруженным направлениям для сокращения времени перевозки. Обсуждение развития грузоперевозок продолжилось на следующий день на первом в этом году заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством первого заместителя председателя правительства Андрея Белоусова. 

В начале встречи Олег Белозёров подвёл итоги 2020 года, отметив, что, несмотря на негативные факторы, влияющие на экономику, компании удалось обновить несколько исторических рекордов по перевозкам грузов. Так, объём контейнерных перевозок в прошлом году достиг 5,8 млн TEU (предыдущий рекорд в 5 млн TEU был установлен в 2019 году). Удалось организовать перевозки угля в контейнерах типа open top из России в Китай через пограничный переход Забайкальск – Маньчжурия. «Ещё недавно это невозможно было даже представить, но такой способ дал неплохой результат, и перевозки уже вышли на регулярную основу», – отметил Олег Белозёров.

Глава РЖД уточнил, что по итогам 2020 года скорость доставки грузов по сети выросла до 439,4 км/сут. (это на 11,4% выше, чем годом ранее), при этом 99,4% отправок доставлялись в срок в соответствии с установленными договорённостями (на 1 п.п. выше уровня 2019 года).

Задача РЖД в 2021 году – обеспечить вывоз всего объёма предъявляемых грузов с соблюдением сроков доставки. Компания сконцентрируется на развитии цифровых сервисов, повышении качества и доступности услуг для клиентов. Так, создание системы автоматического согласования заявок на перевозку с портами, исходя из их фактических возможностей по выгрузке, позволит упорядочить взаимодействие на стыке железная дорога – порт, сократит время согласования заявок и в целом повысит эффективность экспортных перевозок.

В планах также создать на базе Электронной торговой площадки «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП) конструктор логистических продуктов по принципу «от двери до двери». Как ранее сообщал заместитель начальника ЦФТО Александр Ворошнин, этот модуль обеспечит полную прозрачность всей цепочки логистических услуг от помещения на складе до выдачи грузополучателю. Сейчас сервис находится на стадии проработки техзадания. На площадку предполагается привлечь около 800 поставщиков услуг и уже в 2022–2023 годах выйти на 100 тыс. отправок грузов в год, говорится в официальном пресс-релизе ОАО «РЖД».

Помимо этого, РЖД планируют развивать функционал личного кабинета клиента, создать единый цифровой каталог услуг, тиражировать технологии смарт-контракта и разработать абсолютно новый сервис «РЖД-трекинг» – с его помощью можно будет отслеживать перемещения вагонов.

Представители ОАО «РЖД» рассказали грузоотправителям о принимаемых мерах для ускорения доставки по сети. Это, в частности, использование длинносоставных и тяжеловесных поездов. По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции управления движением Рашида Сайбаталова, к концу 2021 года будет обеспечен ежесуточный пропуск 25 грузовых поездов весом 7100 тонн в направлении портов Дальнего Востока. Аналогичная задача в текущем году решается в центральной и западной части сети.

Параллельно для ускорения продвижения грузопотоков в компании работают над сокращением технических операций с вагонами в пути следования. В 2021 году их планируется снизить ещё на 10%, заявил на совещании Рашид Сайбаталов.

В то же время компания готова предлагать грузоотправителям разные маршруты доставки грузов, что позволит им сократить стоимость доставки. В некоторых случаях экономия может составить до 50%. «Сегодня грузоотправитель, заказывая у оператора вагон, получает расчёт платы из максимально возможного срока доставки. На недозагруженных направлениях по специальным договорам мы могли бы предложить другие сроки доставки, тем самым сэкономить до половины стоимости ставки за вагон за счёт сокращения оборота вагона», – сказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило.

Грузоотправители позитивно отреагировали на предложения компании по увеличению скорости доставки за счёт технологических решений. Как пояснила «Гудку» директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «Уральская горно-металлургическая компания» Ирина Ольховская, для увеличения пропускной способности Восточного полигона по лимитирующим участкам необходимо увеличить бездосмотровое плечо оборота инновационных вагонов и исключить операции по исправлению технических неисправностей с вагонами в портах и на припортовых станциях, если это не влияет на безопасность движения.

«Также очень важно соблюдать нормы при проведении технологических операций с локомотивами, например при прицепке/отцепке. А технический осмотр вагонов производить только при условии срабатывания систем КТСМ и УКСПС для исключения простоя на технических станциях», – считает Ирина Ольховская.

Однако для увеличения грузопотока зерновой продукции ОАО «РЖД» не обойтись без введения дополнительных скидок, уверен президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. Он обратил внимание, что Правительство РФ подписало постановление о повышении экспортной пошлины на перевозку зерновой продукции. С 15 февраля пшеница, которую вывозят за пределы страны, будет облагаться пошлиной 25 евро за тонну в пределах квоты. В марте пошлина повысится и ставка на вывоз пшеницы составит 50 евро за тонну. Кроме того, с 15 марта будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну). «Исходя из всего этого говорить об увеличении объёма перевозок не приходится. Единственным путём для повышения грузопотока на сети железных дорог может стать введение дополнительных скидок со стороны ОАО «РЖД». Такое решение может повлиять на перенос существующего объёма с автомобилей на железнодорожный транспорт», – говорит эксперт.

Генеральный директор Международного агентства продвижения экспорта Юрий Шурыгин отметил, что в агентстве рассчитывают, что стратегическая задача по развитию экспортных поставок российских товаров будет всегда в фокусе внимания руководства РЖД. «Важно, чтобы решение этой стратегической задачи могло – при необходимости – перевесить текущие коммерческие интересы РЖД», – подчёркивает он.

На следующий день после встречи главы ОАО «РЖД» с грузоотправителями состоялось первое в этом году заседание президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством Андрея Белоусова. Компании поручили рассчитать и подтвердить объём грузовой базы до 2025 года и проработать вариант заключения многосторонних долгосрочных контрактов с владельцами груза и портами на три-четыре года, где будут зафиксированы обязательства сторон как по предъявлению грузов, так и по их перевозке. В особом фокусе внимания перевозка угля. ОАО «РЖД» совместно с Минтрансом, Минэнерго и Минэкономразвития должно подготовить предложения, чтобы обеспечить вывоз угля с месторождений БАМа и Транссиба.

Кроме того, как сообщается на сайте правительства, на заседании обсудили и в целом одобрили систему мониторинга реализации проектов по развитию провозных способностей БАМа и Транссиба. Подробнее об этой системе мониторинга «Гудок» расскажет в одном из ближайших номеров.

Мария Абдримова, Анастасия Баранец

Gudok.ru