Первая арка на Каланчевском путепроводе
Как сообщал «Московский железнодорожник» (№ 151 от 18 августа 2020 года), два новых главных пути строятся на двухкилометровом соединительном участке Курская – Каланчёвская Московского транспортного узла. Вместо двухпутного участка на Каланчёвской эстакаде появится четырёхпутный, при этом два существующих главных пути будут реконструированы, а два – построены вновь. Два главных пути предназначены для действующей линии МЦД-2 Нахабино – Подольск, а ещё два – для перспективной линии МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная.
Вчера железнодорожники установили на Каланчёвском путепроводе первую арку. Надвижка арочного пролёта на новые опоры проводилась с помощью домкратов по специальному накаточному устройству без остановки движения поездов.
«Арочная конструкция длиной 83 м и весом 600 тонн собиралась рядом на стапелях стройплощадки в течение 45 дней, – сообщил вчера начальник Московской железной дороги Михаил Глазков во время брифинга на месте строительства. – В октябре планируется надвижка второго пролётного строения. Параллельно осуществляется сборка третьей конструкции. До конца года планируется установить три арочные конструкции будущего путепровода, по которому в перспективе пойдёт четвёртый главный путь. Три пролёта позволят уложить ось нового пути и дадут возможность переключить на него движение и освободить площадку для строительства и реконструкции на действующем основании, где сейчас располагаются два главных пути. Для первого главного пути будет построена новая ось, так же на трёх арочных пролётах».
Всего на Комсомольской площади будет построено три путепровода с девятью арочными конструкциями.
Самое сложное в строительстве и надвижке, по словам Михаила Глазкова, состоит в том, что вся работа в центре Москвы проводится на действующей инфраструктуре, «под колёсами», то есть при существующем графике движения пригородных и пассажирских поездов, с минимальным влиянием на улично-дорожную сеть и общественный транспорт. При этом очень важно обеспечить надёжность и устойчивость всей Каланчёвской эстакады, общий вес которой значительно увеличится и достигнет 10 тыс. тонн.
«Для этого проводится укрепление существующего основания со строительством подпорных стенок и новых опор для пролётных строений, – сообщил Михаил Глазков. – Работа ведётся с соблюдением всех требований безопасности при строительстве, обеспечении графика пригородного движения. Всю работу мы стараемся делать в технологические «окна», с часа ночи до пяти утра, когда пригородное движение приостанавливается. Часть работ в дневное время проводится с минимальным влиянием на график движения поездов, ведь основное преимущество Московских центральных диаметров для пассажиров – это тактовое движение с минимальными интервалами, которые, несмотря на стройку, мы выдерживаем».
Начальник МЖД отметил, что Каланчёвский путепровод, построенный в конце XIX века, исторически был арочного типа и лишь в результате последующих переустройств приобрёл мостовой вид. В ходе нынешней реконструкции Москомархитектура согласовала именно арочные строения – они вернут путепроводу изначальный красивый облик и хорошо впишутся в архитектурную стилистику этого района Москвы, площади трёх вокзалов.
В ходе реконструкции будет построен заново автомобильный путепровод на улице Казакова, укреплены опоры на автомобильных путепроводах на Старой и Новой Басманной улицах, а также на пешеходном мосту в Хомутовском тупике. На остановочном пункте Каланчёвская ведётся строительство нового вестибюля, который будет иметь сквозной проход и соединит Каланчёвскую улицу и Комсомольскую площадь.
«Участок Курская – Каланчёвская по своей интенсивности и проектным решениям – самый сложный на линиях Московских центральных диаметров, – подчеркнул Михаил Глазков. – Пока мы укладываемся в установленный график, согласованный ОАО «РЖД» и правительством Москвы. Срок окончания проекта – первый квартал 2023 года».