Подшипники будут наши. Российские заводы локазализуют производство

Перед железнодорожным машиностроением стоит задача выпустить, испытать и сертифицировать кассетный подшипник полностью российского производства

Перед железнодорожным машиностроением стоит задача выпустить, испытать и сертифицировать кассетный подшипник полностью российского производства | Машиностроение
фото:Архив ИД «Гудок»

В течение нескольких месяцев производство компонентов для кассетных подшипников будет полностью локализовано в России. У отечественных заводов достаточно мощностей, чтобы покрыть все потребности рынка. Об этом заявили на состоявшемся в конце сентября совещании по вопросу обеспечения предприятий железнодорожного машиностроения подшипниками топ-менеджеры OOO «ЕПК-Бренко» и OOO «ТЕК-КОМ Производство».

Несмотря на заявления о возможной нехватке кассетных подшипников, особенно для производства вагонов с нагрузкой на ось до 25 тонн, которые звучали этой весной в связи с уходом иностранных компаний, опасения не оправдались. Однако, по словам руководителя Департамента технической политики ОАО «РЖД» Владимира Андреева, сейчас стоит задача наладить производство, испытать и сертифицировать кассетный подшипник полностью российского производства.

«И ранее производством занимались российские специалисты, мы идём к полной локализации всех элементов кассетного подшипника, – отметил Владимир Андреев. – Эта работа нам понятна, и её итог не вызывает никаких сомнений. ОАО «РЖД» готово стать связующим звеном между производителями подшипников и их потребителями, чтобы быстрее решать вопросы взаимодействия с государственными органами для ускорения сертификации и запуска производства».

Ещё в январе 2022 года Минпромторг заключил с двумя предприятиями – ООО «ЕПК-Бренко» и ООО «СКФ» (теперь ООО «ТЕК-КОМ Производство». – Ред.) специальные инвестиционные контракты (СПИК) «по внедрению технологии производства в РФ железнодорожных конических подшипников кассетного типа с телами качения повышенного ресурса».
Для производства отечественного кассетного подшипника требуется локализовать четыре элемента: сепаратор, смазку, ролики и уплотнитель.

Как рассказал генеральный директор ООО «ЕПК-Бренко» Эдуард Петров, уже сейчас предприятие организовало производство сепаратора и – вместе с партнёрами – смазки в России.

«Сейчас кассетный подшипник с этими двумя отечественными компонентами уже готов к прохождению стендовых испытаний, и мы предполагаем, что до конца этого года запустим его в серийное производство, – говорит Эдуард Петров. – Самостоятельно осваиваем производство роликов, которые в России ещё никто не делал. Уплотнитель мы можем делать в трёх местах: в России, Индии и Китае, и здесь сейчас стоит вопрос не его производства, а сертификации».

По словам Эдуарда Петрова, полностью локализованный кассетный подшипник может быть готов к лету – осени 2023 года.

Владимир Андреев, в свою очередь, напомнил, что логистика элементов при этом может быть любая, однако принципиально важно иметь сертифицированный подшипник из материалов, изготовленных именно в России.

Второй производитель – ООО «ТЕК-КОМ Производство» – уже имеет готовые к испытаниям подшипники с локализованными сепараторами и уплотнителями. «Мы заказали оборудование и в 2023 году будем иметь уже локализованные ролики и смазку согласно договору СПИК», – сообщил заместитель генерального директора предприятия Александр Никитин.

При этом первый изготовитель подтвердил готовность к производству 300 тыс. подшипников в год, а второй – 100 тыс., но при необходимости готов делать порядка 120–140 тыс. Всё это покрывает расчётные потребности рынка по производству нового подвижного состава.

Пока остаются вопросы с ремонтом подшипников и производством ремонтных комплектов для депо. Операторы считают, что эти вопросы требуют повышенного внимания со стороны производителей, поскольку прямо отражаются на сроках ремонта вагонов.

На совещании приняли решение обменяться актуальной информацией о потребностях участников рынка и сбалансировать производство новых подшипников и ремкомплектов для депо.