Полувагон – за 2900, платформа – за 1800. В 2022 году рынок ожидает дальнейший рост ставок на подвижной состав

Повышение ставок обусловлено ростом спроса на вагоны в связи с увеличением перевозок угля, металлов и инертных грузов

Повышение ставок обусловлено ростом спроса на вагоны в связи с увеличением перевозок угля, металлов и инертных грузов
 | Грузовые перевозки
фото: Виктор Казарин
Операторские ставки на полувагоны в январе 2022 года в три раза превысили показатели за аналогичный период прошлого года, стабилизировавшись на уровне декабря 2021 года. Это связано с ростом спроса на подвижной состав в связи с увеличением перевозок угля, металлов и инертных грузов. Участники рынка ожидают, что аренда подвижного состава в течение года ещё вырастёт.

Повышение арендной стоимости грузовых вагонов началось в апреле 2021 года и достигло пика в декабре. По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), наиболее заметно – более чем в 3 раза – выросла ставка на полувагоны. В декабре она достигла порядка 2200 руб. за вагон в сутки, в то время как в январе 2021 года – около 700 руб.

Как пояснил «Гудку» заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта, руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник, росту ставки способствовала благоприятная мировая конъюнктура рынка угля, металлов и других грузов. Так, в связи с восстановлением объёмов перевозки нефтяных грузов ставка аренды цистерн для нефтепродуктов за год выросла более чем на 30% – до уровня около 1200 руб. за вагон в сутки.

«Вслед за ростом ставок на полувагоны произошла корректировка ставок на другой подвижной состав – крытые вагоны, вагоны-цистерны. Локальный рост мы отмечали и на вагоны-платформы, и на вагоны-хопперы», – подтвердил «Гудку» директор по логистике АО «РЖД Логистика» Дмитрий Руденко.

В начале 2022 года арендные ставки на подвижной состав сохраняются на уровне конца прошлого года, сообщили в СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта». «В январе произошла небольшая корректировка в сторону снижения (речь о спотовом рынке – ред), но её можно объяснить началом года: длительными праздниками и снижением объёмов погрузки», – заметил Дмитрий Руденко.

По мнению операторов в 2022 году ставки на аренду подвижного состава будут только расти, но такого стремительного повышения, как в прошлом году не произойдёт. Генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов уточняет, что в настоящее время нет никаких факторов, которые бы сыграли на понижение ставок: есть платёжеспособный спрос, высокая рентабельность экспорта даже с учётом ограничительных мер. К тому же, для реализации инфраструктурных проектов нужно везти больше строительных материалов и инертных грузов, а с окончанием холодов спрос на них ещё больше вырастет, считает Артур Нурмухамедов. «Думаю, мы увидим к апрелю рост ставок на полувагоны примерно на 10% к сегодняшнему уровню. Впрочем, и в конце прошлого года ставок росли примерно на 10% за квартал», – добавляет генеральный директор ABC-Rail.

По прогнозам РЖДЛ, ставка аренды полувагонов в 2022 году сохранится на уровне 2600-2900 руб., крытых вагонов – 1200-1800 руб. в зависимости от объёма кузова, на вагоны-платформы – 1200-1800 руб. в зависимости от модели, на вагоны-цистерны – 1100-1450 руб. в зависимости от объёма котла. «Возможны сезонные колебания ставок, но средневзвешенно они будут в пределах указанного уровня», – подчеркнул Дмитрий Руденко.

Повышению стоимости аренды подвижного состава в текущем году будет способствовать спрос на российские товары, в первую очередь, твёрдое топливо на мировом рынке, а также локальный дефицит парка, усугубившийся из-за ограничений по выгрузке в портах, считают в ИПЕМ.

«В текущем году динамика ставок аренды и предоставления будет зависеть от ряда факторов, среди которых мировая ценовая конъюнктура на ключевые экспортируемые товары, предпринимаемые действия правительства, например, введение заградительных экспортных пошлин, тарифные решения. Уже отменены скидки на порожний пробег инновационных вагонов, а в настоящее время рассматривается вопрос по дополнительной индексации порожнего пробега полувагонов на 15% и ограничение дальности порожнего пробега до 2 тыс. км при возврате порожняка из портов Северо-Запада. Если решения будут приняты, то это окажет существенное влияние на ставки по полувагонам», – отметил Александр Слободяник.