Стандарт качества. ОПЖТ не прерывает международного сотрудничества в сфере производства

Принятие стандарта для железнодорожного машиностроения сейчас очень актуально

Принятие стандарта для железнодорожного машиностроения сейчас очень актуально | Машиностроение
фото:Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

На прошлой неделе представители ассоциации «Объединение производителей железнодорожной техники» (ОПЖТ) приняли участие в заседании международной организации по стандартизации (ISO). Встреча была посвящена подготовке отраслевого стандарта систем менеджмента качества (СМК) предприятий железнодорожного сектора.

ОПЖТ продолжает взаимодействие с международными организациями, деятельность которых направлена на обмен знаниями и разработку добровольных, основанных на консенсусе и соответствующих рынку международных стандартов. 26-27 октября состоялось заседание международной рабочей группы «Железнодорожный транспорт. Системы управления качеством». Рассматривалась итоговая редакция стандарта ISO 22163, регулирующего СМК железнодорожных предприятий.

«ISO разработан ряд стандартов по СМК на основе ISO 9001, адаптированных к конкретным секторам промышленности. ОПЖТ на базе требований стандарта ISO/TS 22163 реализован отраслевой подход к оценке СМК предприятий железнодорожного и рельсового транспорта – Система добровольной сертификации (СДС ОПЖТ)», – рассказал «Гудку» вице-президент ОПЖТ Алексей Рукавишников.

В настоящее время стандарт размещён для обсуждения на сайте ISO. Редакционные замечания будут собираться до конца года.

Официальная публикация документа планируется в феврале-марте 2023 года. После его утверждения ОПЖТ совместно с техническим комитетом по стандартизации ТК045 / МТК524 «Железнодорожный транспорт» организует работу по подготовке ГОСТ 22163.

Как отмечают в ОПЖТ, принятие стандарта для железнодорожного машиностроения сейчас очень актуально. В настоящее время активно меняются технологические решения, поставщики и логистические цепочки поставок. Все это требует усиления контроля за качеством и безопасностью продукции и услуг.

«Роль СДС ОПЖТ значительно возросла в связи с уходом с российского рынка европейской системы сертификации. На сегодняшний день ОАО «РЖД» внесло в типовые формы конкурсных процедур дополнительные критерии по оценке систем менеджмента качества. Так, преференция в закупках отдаётся предприятиям, система менеджмента качества которых сертифицирована по требованиям ISO/TS 22163 в СДС ОПЖТ», – отметил Алексей Рукавишников.

Цель СДС ОПЖТ заключается в том, чтобы повысить удовлетворенность клиентов качеством поставляемой продукции и предоставляемых услуг. Поэтому в ходе аудитов систем менеджмента предприятий по стандарту ISO/TS 22163 проверяется не только и не столько формальное, документарное соответствие его требованиям, выражающееся в описании процессов, внутренних регламентов и инструкций. Главное – фактическая удовлетворенность потребителей, поскольку в итоге именно она определяет реальные результаты работы производителей продукции железнодорожного назначения, достижение ими поставленных целей.

К настоящему времени в рамках СДС ОПЖТ проведено 56 аудитов. Они показали, что большинство предприятий отрасли заинтересованы в дальнейшем совершенствовании своих систем менеджмента. В плановом порядке переход из европейской системы в систему СДС ОПЖТ осуществляют ключевые системные интеграторы по производству подвижного состава и элементов железнодорожной инфраструктуры. Эти компании уже провели аудиты в новой системе или запланировали их в соответствии со сроками окончания действия сертификата IRIS. В их числе – предприятия, входящие в АО «Трансмашхолдинг», АО «Синара – Транспортные Машины», группы ПТК, системные интеграторы по производству грузовых вагонов и элементов инфраструктуры, а также АО «ЭЛАРА», на котором прошел первый аудит в СДС ОПЖТ.