Рельсы уводят в «цифру»
Для путевой инфраструктуры создаётся доверенная среда
ЕК АСУИ РРД «Рельсы» – подсистема ЕК АСУИ, работающая с реестром распределённых данных (РРД), использующим технологию блокчейн для создания доверенной среды между производителями и РЖД в использовании рельсовой продукции. Разработчиком подсистемы, как и системы в целом, выступил Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ).
В Центральной дирекции инфраструктуры (ЦДИ) «Гудку» рассказали, что учёт рельсов ранее вёлся в журналах первичного учёта, которые заполнялись вручную. В последний раз форма журнала учёта менялась в 2004 году, когда был утверждён альбом учётных форм. После введения в эксплуатацию в 2008 году программного обеспечения АСУП (автоматизированная система управления эксплуатацией и ремонтом пути, искусственных сооружений и устройств) учёт движения рельсов был организован в соответствующем модуле системы. На смену АСУП в 2018 году пришла подсистема учёта рельсов в ЕК АСУИ. Данные о том, когда и куда укладывался рельс, в каких условиях эксплуатировался, какие работы с ним проводились, вносились в систему вручную. Вручную необходимо было вносить в систему и данные, получаемые от завода-изготовителя в паспорте качества партии рельсов.
В 2019 году между ЦДИ и двумя российскими производителями, поставляющими рельсы РЖД, – ПАО «ЧМК» («Мечел») и АО «ЕВРАЗ ЗСМК» – была достигнута договорённость о переходе на электронные паспорта. Уникальный электронный паспорт получает каждый рельс партии. До конца прошлого года электронные паспорта на рельсы с АСУ заводов отправлялись на электронную почту сотрудников ООО «ОЦРВ», загружавших их в ЕК АСУИ вручную.
«Процесс обмена данными в обозначенном формате оказался сложным и трудоёмким. Для его оптимизации было решено разработать ЕК АСУИ РРД «Рельсы», которая начала внедряться в прошедшем году», – рассказывает ведущий инженер нормативно-методологического отдела Управления пути и сооружений ЦДИ Светлана Васильева.
Внедрение ЕК АСУИ РРД «Рельсы» предполагает её установку в ПАО «ЧМК» («Мечел») и АО «ЕВРАЗ ЗСМК», обеспечивающих производителям возможность самостоятельно загружать паспорта рельсов из своих инфосистем и открывающих им доступ к данным о дальнейшем использовании поставленной ОАО «РЖД» продукции. Также подключение отдельного узла предполагается для ООО «РСП-М» для внесения данных о сварке рельсовых плетей. В итоге производители и эксплуатанты получают возможность отслеживать весь жизненный цикл каждого рельса.
«Система учитывает в электронном паспорте рельса все действия, выполняемые с ним, – сварку, укладку в путь, образование дефекта на рельсе, его ремонт шлифованием и наплавкой, данные по его замене или вырезке из рельса дефектной части. А после изъятия рельса из пути вся информация по нему сохраняется в базе данных», – объясняет менеджер проектов Дирекции по управлению проектами производственного блока ООО «ОЦРВ» Юлия Храмова.
Блокчейн обеспечивает сохранение всеми участниками процесса данных о происходящем с рельсом на своих узлах системы, делая невозможным исправление информации одним из партнёров.
«Записи операций (транзакций) ведутся в хронологическом порядке и собираются в блоки, каждому из которых присваивается временная метка и криптошифрование, не позволяющее изменить цепочку блоков», – делится подробностями Юлия Храмова.
ЕК АСУИ РРД «Рельсы» успешно прошла опытную эксплуатацию осенью, создав доверенную среду между ОАО «РЖД» и ПАО «ЧМК», и введена в промышленное использование в конце года вместе с подключением АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Рельсы, предназначенные для укладки в бесстыковой путь, направляются на рельсосварочное предприятие (РСП), где они свариваются в плеть. РСП после проведённых работ формируют сертификаты уже на плеть. Вхождение в доверенную среду предполагает автоматизацию и цифровизацию данного процесса. Информация о проведении рельсосварочных работ и сертификаты также будут загружаться в ЕК АСУИ РРД «Рельсы».
«Каждый участник процесса не только будет делиться информацией по рельсу на определённом этапе его существования, но и получит возможность получить необходимую информацию от других участников. Так, в ОАО «РЖД» впервые появится возможность учитывать эффективность эксплуатации рельса каждой плавки с учётом конкретных показателей по химическому составу рельсовой стали в конкретных условиях, что позволит точнее определять причины образования повреждений и дефектов рельсов, интенсивность их износа», – говорит Светлана Васильева.
Рельсосварочные предприятия получат возможность формирования сертификатов на сварную рельсовую плеть, что создаст возможность формирования единой автоматизированной базы данных всех сертификатов. Заводы-производители получат возможность получать непосредственно из АСУ ОАО «РЖД» данные по образованию дефектов рельсов с привязкой к конкретным условиям эксплуатации, проводить на этой основе анализ результатов эксплуатации рельсов различных категорий, определять наиболее рациональное сочетание параметров механических свойств, химического состава, макро- и микроструктуры металла рельсов.
«Мы, как никто другой, заинтересованы в получении оперативной обратной связи о работе рельсов непосредственно в пути, и чем быстрее и точнее будет поступать информация, тем оперативнее мы сможем разрабатывать и принимать меры, направленные на повышение эксплуатационных свойств рельсов», – заявляет главный инженер рельсового производства АО «ЕВРАЗ ЗСМК» Роман Молоканов.
Рельс является основным и первым элементом верхнего строения пути, получившим электронный паспорт, вокруг которого создана цифровая доверенная среда. В Управлении пути и сооружений ЦДИ говорят о планах создания общей цифровой модели верхнего строения пути, предполагающей электронную паспортизацию всех его элементов.