Технические регламенты начнутся с виртуальной реальности
з-за большого количества стандартов было принято решение о их переводе в цифровой, машиночитаемый режим
Сейчас при проектировании и строительстве подвижного состава применяются 174 обязательных стандарта, высокоскоростного транспорта – 129, инфраструктуры – 89. В области управления рисками в РФ разработаны и могут применяться более 30 международных и 20 национальных стандартов ГОСТ Р. Политика Евросоюза в области стандартизации на железнодорожном транспорте выстраивается аналогичным образом. Например, в Евросоюзе обязательны к применению свыше 500 стандартов в железнодорожной отрасли.
По словам президента НП «ОПЖТ» Валентина Гапановича, в целом в российском фонде Росстандарта содержится свыше 30 тыс. стандартов для разных отраслей. Поэтому на уровне государства было принято решение о переводе стандартов в цифровой, машиночитаемый режим. Машиночитаемые стандарты более удобно использовать при разработке конструкторской и технологической документации. Кроме того, применение информационных технологий в области стандартов создаст основу для использования цифровых сервисов при сертификации продукции, обеспечит экономические преимущества при проведении сертификации продукции на предприятиях.
Требованиям к машиночитаемому формату соответствует формат XML (язык программирования. – Ред.). Уже переведено свыше 10,6 тыс. стандартов, в том числе более 200 – в области железнодорожного машиностроения. В НП «ОПЖТ» планируется до конца года провести вебинары для практического изучения вопроса и методов перевода стандартов в машиночитаемый режим. «Следующим этапом цифровизации станет перевод оцифрованных стандартов в машинопонимаемый режим», – пояснил Валентин Гапанович. Новая технология ускорит проведение анализа и обобщения стандартов для их последующей редакции с учётом внедрения инновационных технологий.
По мнению заместителя директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Александра Львова, оцифрованная система технического регулирования в области железнодорожного машиностроения и инфраструктуры должна предоставлять участникам рынка возможность решения прагматических задач, в том числе задавать чёткие требования по контрактам жизненного цикла для подвижного состава, а также давать возможность производителям осуществлять сертификацию продукции с использованием виртуального моделирования. «Мы поддерживаем инициативу партнёрства (НП «ОПЖТ». – Ред.) в части проработки процедур виртуальных испытаний комплектующих для подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры при сертификации», – сказал Александр Львов.
Современные методы и методики испытаний позволят снизить затраты на сертификацию продукции. Заинтересованы в этом и участники Евразийского экономического союза и Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта.