Грузовые потоки текут на юг. Увеличиваются грузоперевозки в порты Азово-Черноморского бассейна
Основными драйверами роста стали каменный уголь, железная руда и химикаты
По данным официального телеграм-канала ОАО «РЖД», основными драйверами роста стали каменный уголь, погрузка которого увеличилась на 26,8%, до 23,7 млн тонн, железная руда – рост на 1,4%, до 2,7 млн тонн, и химикаты – рост на 15,8%, до 0,3 млн тонн.
Как рассказал «Гудку» заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО «ИЭРТ» Андрей Тихомиров, данная номенклатура груза традиционна для портов Азово-Черноморского бассейна. «Через порт Тамань обычно на экспорт идёт уголь, а через порт Новороссийск проходят уголь, строительные материалы, металлы и химикаты», – говорит эксперт.
Рост погрузки в направлении портов Новороссийск и Тамань можно объяснить изменением географии фрахта, загруженностью пропускных способностей Восточного полигона и введением ограничений недружественными странами.
Изменение географии фрахта связано с увеличением экспортных отправок в направлении портов Турции и Индии. «Порты Азово-Черноморского бассейна лучше других ложатся в логистические цепочки доставки грузов в эти страны», – считает советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев.
Одним из драйверов роста погрузки ввиду дефицитной инфраструктуры Восточного полигона является уголь. «На Восточный полигон пробиться очень сложно: есть квотирование, есть дефицит пропускных мощностей», – сообщил президент Национального исследовательского центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин.
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), отправки угля в порты Азово-Черноморского бассейна за 8 месяцев выросли более чем на 25%. «Рост отправок в Турцию превысил 50%, в Индию отправки увеличились на 26%», – рассказал «Гудку» руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМа Александр Слободяник.
Так, например, Группа СИЛМАР увеличила частоту рейсов на своём контейнерном сервисе Мундра (Индия) – Новороссийск до двух раз в месяц.
Другой причиной разворота грузов на юг стало введение санкций со стороны недружественных стран в адрес ряда портов. Грузоотправители меньше отправляют товары через порты Северо-Западного бассейна (Мурманск, Санкт-Петербург) и переориентировались на порты юга.
«Конечно же, экспорт идёт и через них, но расстояние и стоимость фрахта, если грузы идут через порты Санкт-Петербург или Мурманск в страны Юго-Восточной Азии, увеличиваются», – отмечает Павел Иванкин.
В то же время увеличивается число пассажирских поездов в данном направлении. Это привело к увеличению загрузки инфраструктуры на дальних и ближних подходах к портам.
«В ближайшей перспективе напряжённая ситуация сохранится: в бархатный сезон также назначены дополнительные пассажирские поезда. Однако в дальнейшем поток отдыхающих будет уменьшаться, а количество пассажирских поездов сокращаться. Это будет способствовать снижению нагрузки на инфраструктуру и возможности перевозки дополнительных грузов на экспорт», – отмечает Александр Слободяник.
По мнению заместителя директора по грузовому транспорту и логистике Центра экономики инфраструктуры Игоря Смирнова, с учётом устойчивого роста экспортных поставок российской продукции на турецкий и индийский рынки можно ожидать, что погрузка в порты Азово-Черноморского бассейна останется в положительной динамике и вырастет по итогам года на 3–5%.