РЖД сформируют программу развития БАМа и Транссиба до 2030 года

одернизация транспортной инфраструктуры является важнейшей задачей для развития угольной отрасли

Модернизация транспортной инфраструктуры является важнейшей задачей для развития угольной отрасли | Инфраструктура
фото:Максим Каширин/Пресс-служба ОАО «РЖД»
В минувшую субботу премьер-министр РФ Михаил Мишустин провёл в Кемерово совещание о транспортном обеспечении вывоза кузбасского угля. До 2024 года объём финансирования модернизации транспортной инфраструктуры, включая проекты по развитию Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, составит 780 млрд руб. Минтранс России планирует до 11 марта завершить составление подробного графика этапов строительства и параметров по расширению БАМа и Транссиба.

По словам Михаила Мишустина, модернизация транспортной инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, является важнейшей задачей для развития угольной отрасли.

«Это позволит не только расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счёт международного транзита по маршруту Восток – Запад», – отметил он.

В течение ближайших четырёх лет пропускная способность Восточного полигона должна увеличиться до 180 млн тонн – примерно на четверть относительно 2020 года. Объём вывоза угольной продукции должен вырасти на 30%. То есть РЖД должны обеспечить перевозку 68 млн тонн грузов в год из Кузбасса в восточном направлении к 2024 году. В текущем году – 53 млн тонн, а далее необходимо каждый год увеличивать объёмы на 5 млн тонн.

Премьер-министр также заявил, что в ходе реализации первого этапа модернизации Восточного полигона суммарно будет построено около 670 км путей, на втором этапе (до 2024 года) – более 1,3 тыс. км, проведена реконструкция железнодорожных станций, а также будет усилено энергоснабжение.
«Нужно максимально оперативно разработать поквартальный график этапов строительства двух магистралей с показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам», – подчеркнул Михаил Мишустин.

В целом, по словам главы правительства, до 2024 года объём финансирования модернизации транспортной инфраструктуры для вывоза кузбасского угля и контейнерного транзита, в том числе развития БАМа и Транссиба, составит около 780 млрд руб.

В ходе совещания генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров заявил, что холдинг в кратчайшие сроки представит поквартальные планы по второму этапу расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также РЖД планируют сформировать программу развития Восточного полигона до 2030 года.

«Компания активизировала разработку и утверждение второго этапа проекта развития БАМа и Транссиба. Сейчас мы в кратчайшее время представим поквартальный план для организации регулярного мониторинга в соответствии с вашим поручением», – сказал он.

По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, Минтранс планирует до 11 марта завершить составление подробного графика этапов строительства и параметров по расширению БАМа и Транссиба на период до 2024 года. После этого документ будет направлен на согласование в причастные федеральные органы для внесения в Правительство РФ на утверждение.

«Нами уже 3 марта совместно с РЖД подготовлен план распоряжения Правительства РФ об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба до 2024 года включительно. Сейчас готовится приложение к данному распоряжению», – отметил он.

Виталий Савельев добавил, что расширение восточного участка БАМа для вывоза угля из Якутии может быть оформлено в виде отдельного инвестиционного проекта, для которого необходимо определить параметры грузовой базы и стоимость. А его реализация может быть осуществлена в том числе за счёт средств Фонда национального благосостояния.

По данным Минтранса, в 2021 году будет завершено строительство стратегически важного участка железной дороги Междуреченск – Тайшет, а также в полном объёме будут выполнены работы первого этапа развития Восточного полигона. Сейчас на строительстве путей и необходимой инфраструктуры задействованы 3,5 тыс. специалистов и 1,2 тыс. единиц техники. Чтобы выполнить все работы без отставаний от плана, к реализации проекта будет привлечено ещё более 20 тыс. рабочих разных специальностей.

Как ранее сообщал «Гудок», первый этап модернизации Восточного полигона БАМа и Транссиба предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности этих магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн тонн в год. Реализация второго этапа развития позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год до 2024 года.

На совещании Михаил Мишустин дал поручение до 1 июля текущего года заключить долгосрочные (до трёх лет) договоры между РЖД и основными грузоотправителями – угольными компаниями, в которых должно быть регламентировано, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно.

«В рамках действующего законодательства возможно заключение только долгосрочных договоров, а ответственность сторон устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом. В части заключения договоров на принципах «вези или плати» планируется сформировать нормативную базу заключения таких договоров и опробовать её на вывозе 6 из 68 млн тонн угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока», – пояснил Виталий Савельев.

Министр транспорта также предложил поручить Федеральному агентству по недропользованию РФ не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объёмов перевозки продукции и без согласования с Минтрансом и РЖД.

Ксения Потаева

Gudok.ru