РЖД сформируют программу развития БАМа и Транссиба до 2030 года
одернизация транспортной инфраструктуры является важнейшей задачей для развития угольной отрасли
По словам Михаила Мишустина, модернизация транспортной инфраструктуры, прежде всего Восточного полигона, является важнейшей задачей для развития угольной отрасли.
«Это позволит не только расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, но и даст возможность получать больший доход за счёт международного транзита по маршруту Восток – Запад», – отметил он.
В течение ближайших четырёх лет пропускная способность Восточного полигона должна увеличиться до 180 млн тонн – примерно на четверть относительно 2020 года. Объём вывоза угольной продукции должен вырасти на 30%. То есть РЖД должны обеспечить перевозку 68 млн тонн грузов в год из Кузбасса в восточном направлении к 2024 году. В текущем году – 53 млн тонн, а далее необходимо каждый год увеличивать объёмы на 5 млн тонн.
Премьер-министр также заявил, что в ходе реализации первого этапа модернизации Восточного полигона суммарно будет построено около 670 км путей, на втором этапе (до 2024 года) – более 1,3 тыс. км, проведена реконструкция железнодорожных станций, а также будет усилено энергоснабжение.
«Нужно максимально оперативно разработать поквартальный график этапов строительства двух магистралей с показателями пропускной и провозной способности, а также предельного веса грузового поезда в разбивке по основным участкам», – подчеркнул Михаил Мишустин.
В целом, по словам главы правительства, до 2024 года объём финансирования модернизации транспортной инфраструктуры для вывоза кузбасского угля и контейнерного транзита, в том числе развития БАМа и Транссиба, составит около 780 млрд руб.
В ходе совещания генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров заявил, что холдинг в кратчайшие сроки представит поквартальные планы по второму этапу расширения Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Также РЖД планируют сформировать программу развития Восточного полигона до 2030 года.
«Компания активизировала разработку и утверждение второго этапа проекта развития БАМа и Транссиба. Сейчас мы в кратчайшее время представим поквартальный план для организации регулярного мониторинга в соответствии с вашим поручением», – сказал он.
По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, Минтранс планирует до 11 марта завершить составление подробного графика этапов строительства и параметров по расширению БАМа и Транссиба на период до 2024 года. После этого документ будет направлен на согласование в причастные федеральные органы для внесения в Правительство РФ на утверждение.
«Нами уже 3 марта совместно с РЖД подготовлен план распоряжения Правительства РФ об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба до 2024 года включительно. Сейчас готовится приложение к данному распоряжению», – отметил он.
Виталий Савельев добавил, что расширение восточного участка БАМа для вывоза угля из Якутии может быть оформлено в виде отдельного инвестиционного проекта, для которого необходимо определить параметры грузовой базы и стоимость. А его реализация может быть осуществлена в том числе за счёт средств Фонда национального благосостояния.
По данным Минтранса, в 2021 году будет завершено строительство стратегически важного участка железной дороги Междуреченск – Тайшет, а также в полном объёме будут выполнены работы первого этапа развития Восточного полигона. Сейчас на строительстве путей и необходимой инфраструктуры задействованы 3,5 тыс. специалистов и 1,2 тыс. единиц техники. Чтобы выполнить все работы без отставаний от плана, к реализации проекта будет привлечено ещё более 20 тыс. рабочих разных специальностей.
Как ранее сообщал «Гудок», первый этап модернизации Восточного полигона БАМа и Транссиба предусматривает увеличение в 2021 году провозной способности этих магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока до 144 млн тонн в год. Реализация второго этапа развития позволит увеличить пропускную способность БАМа и Транссиба до 180 млн тонн в год до 2024 года.
На совещании Михаил Мишустин дал поручение до 1 июля текущего года заключить долгосрочные (до трёх лет) договоры между РЖД и основными грузоотправителями – угольными компаниями, в которых должно быть регламентировано, какой поток грузов будет гарантирован на этом маршруте и сколько можно перевезти дополнительно.
«В рамках действующего законодательства возможно заключение только долгосрочных договоров, а ответственность сторон устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом. В части заключения договоров на принципах «вези или плати» планируется сформировать нормативную базу заключения таких договоров и опробовать её на вывозе 6 из 68 млн тонн угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока», – пояснил Виталий Савельев.
Министр транспорта также предложил поручить Федеральному агентству по недропользованию РФ не выдавать новых лицензий на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объёмов перевозки продукции и без согласования с Минтрансом и РЖД.